На сегодняшних выборах в ландтаг в Штирии партия FPÖ может впервые занять первое место, что станет историческим изменением баланса сил в федеральной земле.
В Штирии это может стать третьей сменой власти с 1945 года. У партии FPÖ хорошие шансы превзойти свой лучший результат в Штирии (26,76% в 2015 году), несмотря на провал пять лет назад. Партии ÖVP, одержавшей в 2019 году убедительную победу, грозит историческое поражение.
Смена власти в Штирии не является чем-то новым: с 1945 года федеральная земля дважды меняла свою «партийную окраску».
В 2005 году SPÖ отняла первое место у доминировавшей десятилетиями ÖVP. Однако этот «красный» период длился всего около 14 лет, из которых только 10 лет федеральной землёй управляла SPÖ. В 2015 году Франц Вовес (SPÖ) после поражения на выборах неожиданно передал пост Landeshauptmann коалиционному партнёру Герману Шютценхоферу (ÖVP). В 2019 году Шютценхоферу удалось вновь сделать Штирию «чёрной» на волне успеха федеральной партии ÖVP под руководством Себастьяна Курца.
Теперь Штирия впервые может стать «синей». Это будет второй случай после Каринтии во времена Йорга Хайдера, когда партия FPÖ возглавляет федеральную землю. Под руководством Марио Кунасека штирийская FPÖ имеет шансы добиться рекордного результата, всего через пять лет после самого крупного провала. В 2019 году на фоне скандала с «Ибицей» и расходов, партия потеряла 9,27 процентных пунктов, набрав 17,49%. Самый низкий результат был в 2005 году, когда FPÖ получила всего 4,56% и впервые с 1957 года не прошла в ландтаг.
Однако партия быстро восстановилась: уже через пять лет, в 2010 году, FPÖ вновь вернулась в ландтаг, а ещё через пять лет, в 2015 году, добилась самого значительного роста (+16,10%) и лучшего результата — 26,76%. Но тогда партия заняла лишь третье место после SPÖ и ÖVP. В 2019 году FPÖ снова потерпела серьёзное поражение, но в этот раз ей прогнозируют двузначный прирост.
Для ÖVP эти выборы могут обернуться крупными потерями. У SPÖ ситуация менее критичная: социал-демократы рискуют впервые занять третье место после национальных и европейских выборов.