Исследовательский проект университетов Зальцбурга и Lausanne выявил прямую связь между теориями заговора и политической ситуацией в европейских странах. Жители стран с высоким уровнем коррупции или недостаточным опытом демократии чаще разделяют подобные теории. В Австрии это касается примерно каждого пятого.
В Австрии около 20% населения склонны верить теориям заговора, что ниже, чем в большинстве соседних стран. Важным фактором является «доверие к политике», — пояснил инициатор проекта, — «и в Австрии оно выше, чем где-либо ещё».
Только в Германии этот показатель ниже — 13%.
В Словении почти половина населения подозревает теории заговоров, а в Словакии этот показатель составляет 37%. Страны Северной Европы демонстрируют самый низкий уровень конспирологического менталитета: в Швеции он составляет 7,2%. В ноябре 2023 года исследователи из Зальцбурга провели дополнительные опросы среди австрийских избирателей, имеющих право голоса, на тему теорий заговора, связанных с коронавирусом, миграцией и климатом.
✴️ Не каждое утверждение является теорией заговора
Но не каждое непопулярное утверждение является теорией заговора. По мнению политолога, теория заговора соответствует определённым нарративным характеристикам: «Должна существовать группа заговорщиков, тайно разрабатывающая план, который наносит вред населению, не видимый широкой публике и направленный на благо этой группы». Например, утверждения о том, что изменение климата или коронавирус были изобретены исследователями, которые наживаются на них или хотят контролировать население с помощью вливаний миллиардеров, работающих в сфере технологий.
«Мы все верим, что совпадения не всегда случайны», — говорит эксперт. Однако истинное конспирологическое мышление видит тайные интриги за каждым явлением: «Важны частота и тенденция, а не отдельные события». Это также затрудняет анализ заявлений политиков в рамках исследовательского проекта. Популистские партии действительно играют на мифах, таких как «плановый обмен населением», в то время как «люди додумывают то, о чём политики умалчивают». В странах с сильным конспирологическим мышлением такие партии часто конкурируют: «Чтобы выделиться, нужно усилить свою позицию и стать жёстче. Необходимо «эмоционально вовлекать людей».
✴️ Теории заговора: гендер и возраст играют второстепенную роль
По мнению исследователей, пример Австрии позволяет сделать немного выводов о демографических особенностях в работе с теориями заговора. Различий по полу и возрасту практически нет. Люди со средним уровнем образования более восприимчивы, в то время как люди с более высоким, так и с более низким уровнем образования менее склонны к конспирологическим теориям. Особенно скептически настроены австрийцы с миграционным прошлым, когда речь заходит о коронавирусе.
Опрос выявил наибольшие различия в поведении избирателей. Те, кто голосует за популистов или радикалов, чаще разделяют конспирологические теории. «Определенные теории встречаются не только среди избирателей правопопулистских партий, но и среди избирателей левопопулистских».
Различия очевидны и внутри стран: в Австрии самые высокие показатели по конспирологическому менталитету в Каринтии (30,8%), за ней следуют Зальцбург (23,8%) и Тироль (23,1%).
Нижняя Австрия (17,4%), Вена (15,8%) и Бургенланд (12,5%) находятся на последних позициях.
Между ними находятся Верхняя Австрия (20,6), Штирия и Форарльберг (по 19,6).