Австрия – страна обычаев. Во время Пасхи существует множество оригинальных церковных и языческих обрядов, о которых с любовью заботятся, отмечают и передают из поколения в поколение. В каждой федеральной земле есть свои обычаи.
Пасха является одним из важнейших церковных праздников в году и относится к числу подвижных праздников (календарная дата меняется из года в год). 40-дневный Пост является подготовкой к празднику Воскресения Христова. В конце Великого Поста, для которого до сих пор часто характерны отречение и воздержание, наступает Страстная неделя, предвещающая свой окончательный кульминационный момент в Пасхальное Воскресенье — в 2022 году 17 апреля.
По случаю празднования Пасхи в Австрии существуют обычаи, в которых есть много общего — пасхальные ярмарки, костры и крашеные яйца, благословение еды и т. д. — но зачастую встречаются и региональные различия.
Все, кто едут в Зальцбург на Пасху, могут рассчитывать на «Godnleit», пинцен (Pinzen) из дрожжевого теста и так называемое яйцо Antlaßei.
Все яйца, снесённые в Великий Четверг, называются яйцами Антлассе. Обычай восходит к тому времени, когда фермеры должны были платить своим помещикам налоги в виде яиц в Великий четверг. «Яйца Антлассе», как их называли, были окрашены в красный цвет как ссылка на кровь Христа, которая освобождает от вины. Считалось, что яйца Антлассе приносят благословение и отгоняют злые силы, а также спасают и приносят удачу. В зависимости от региона, яйца Страстной пятницы использовались или до сих пор используются в качестве талисманов, особенно в Штирии и Зальцбурге.
Часто такие яйца также скармливали курам, чтобы они продолжали нестись. А ещё их перебрасывали над домами — что должно было защитить жилище от бури или молнии.
Ещё один оригинальный обычай — шествие деревянных ослов (Palmesel-Prozession) в подражание входу Иисуса в Иерусалим. Этот обычай также отмечается в Тироле и уходит корнями в 13 век: в Вербное воскресенье, в воскресенье перед Пасхой, проходят процессии деревянных ослов под Зальцбургом и в Тироле.
Для изображения входа Иисуса в Иерусалим в средние века возник обычай носить во время процессий деревянных пальмовых ослов с сидящей на них фигурой Христа. В последующие века, особенно в эпоху Просвещения, этот обычай был запрещён, и большинство пальмовых ослов пришлось уничтожить. В Австрии удалось сохранить пальмового осла только в Пухе (Зальцбург) и Тауре (Тироль).
Во время шествия фигура Христа держит пальмовую ветвь. Местные дети также несут пальмовые кусты, пальмовые шесты и маленьких деревянных ослов, в то время как оркестр исполняет песни процессии. Однако настоящие пальмовые листья в Австрии встречаются редко. Здесь верующие используют самшит — «пальмовую ветвь бедняка».
В Тироле также проходит ежегодный “Grasausläuten” («Травяной звон»), где юноши пытаются прогнать зиму с тирольских гор звоном в колокола.
В Верхней Австрии принято исповедоваться во время Великого поста. В дни исповеди часто едят конфессиональные круассаны или крендели.
В Пепельную среду (Aschermittwoch) выпечка заменялась постными кренделями. И эта традиционная выпечка тоже имеет давнюю традицию. Название «Brezen» (созвучно также с Brezel) происходит от «Bracchium» и символизирует руки в молитвенном положении. Раньше во время молитвы было принято складывать руки и класть их на плечи.
Постные крендели также считались конфессиональной выпечкой. После пасхальной исповеди вы получаете крендель, багет или исповедальный круассан.
Языческой традицией являются пасхальные костры, которые в основном зажигают в Каринтии и Штирии в ночь на Пасхальное Воскресенье. Они являются символом радости воскресения Иисуса, но официально запрещены во многих местах.
В Каринтии и Штирии освящение пищи, а также освящение мяса, традиционно происходит в Пасхальную Субботу. В основном в плетёных корзинах в рамках службы или молитвы освящают ветчину, копчёности, яйца, а также выпечку — в Каринтии, например, рейндлинг.
Как известно, яйца красят и раздают по всей Австрии – для детей готовят пасхальные гнёздышки и другие подарки. Пасхальный кролик, который приносит яйца, стал неотъемлемой частью австрийской культуры, независимо от федеральной земли.
Откуда взялся обычай пасхального кролика?
Кролик считается символом плодородия и существовал ещё в египетской мифологии. Представление о кролике как о пасхальном «носителе яиц» впервые задокументировано в 17 веке — в Германии. В то время Meister Lampe был упомянут как носитель крашеных яиц, врач из Франкфурта, который защищал докторскую диссертацию в Гейдельберге (диссертация называлась «De ovis paschalibus — von Oster-Eyern»). По приданиям, этот обычай зародился в Эльзасе, Пфальце и Верхнем Рейне.
Яйцо — древний символ плодородия, зарождения жизни, бытия и становления. Уже в 5000 г. до н.э. люди ели красочно раскрашенные яйца на празднике весны. Украшенные пасхальные яйца впервые упоминаются в 1615 году.
Из чего состоит традиционная пасхальная закуска?
Сочная копчёная ветчина, пара сваренных вкрутую яиц с разноцветной скорлупой, ломтик чёрного хлеба, а после рассыпчатый кусочек Pinze — именно так многие австрийцы традиционно завтракают Пасхальным утром.
Источник https://www.krone.at/2672991
https://press.austria.info/de-alt/kultur/2019/osterbraeuche/palmesel-prozessionen/
https://www.meinekirchenzeitung.at/steiermark-sonntagsblatt/c-kirche-feste-feiern/antlassei_a4001
https://der-brotschafter.at/von-aschermittwoch-bis-karsamstag-gibts-dinkel-fastenbrezen/